Home Новости Взгляд эксперта АФН реформирует страхование

АФН реформирует страхование

Меры Агентства финансового надзора направлены на качественное развитие страхового сектора и страховых организаций, утверждает Алина Алдамберген.

Страховой сектор в Казахстане в определенной степени зависит от банковского бизнеса. В период кредитного бума показатели СК просто взлетели. Рост розничного кредитования - ипотечного и потребительского - способствовал резкому увеличению объема страховых премий по страхованию имущества, гражданско-правовой ответственности, от несчастных случаев и жизни. Кстати, период увеличения объемов банковского кредитования совпал с периодом развития отрасли страхования жизни. Темпы роста страхового рынка в период с 2004 по 2006 год составляли в среднем более чем 60% в год. Но как только банки стали испытывать трудности и темпы кредитования снизились, упали и страховые премии. В 2008 и 2009 годах отмечен отрицательный рост объема страховых премий - на 9 и 15% соответственно. Проблемы в банковском секторе отразились на всем финансовом секторе страны, в период кризиса риски банков стали перетекать в их дочерние и аффилированные компании.

Регулятор намерен усилить разделение рисков различных секторов финрынка.
Сейчас участники рынка активно обсуждают разработанный Агентством финансового надзора законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков". Многие банкиры негативно относятся к этому документу, утверждая, что банки были и должны оставаться локомотивами финансового сектора.

По словам заместителя председателя Агентства финансового надзора Алины Алдамберген, основной смысл законодательных изменений - ограничение "перетока" капитала и рисков между различными секторами финансового рынка.

Большой финансовый развод

- Алина, насколько я помню, впервые предложил выделить страховой бизнес из банковских групп ФНБ "Самрук-Казына". Каким образом это должно происходить, как этот вопрос решен законопроектом по минимизации банковских рисков?

- Законопроект разработан АФН в целях реализации послания главы государства от 29 января 2010 года "Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана". Проектом предусмотрен запрет на прямое участие банков в непрофильном бизнесе, в том числе в накопительных пенсионных фондах и страховых организациях. Таким образом, банки не будут иметь возможность приобретать акции накопительных пенсионных фондов и страховых организаций и, соответственно, участвовать в управлении данными финансовыми организациями.

- Не очень понятно...

- У банка есть крупные акционеры, они смогут своими средствами участвовать в страховой компании или в накопительном пенсионном фонде, при этом у банка в этих организациях доли не будет, как это практикуется сегодня. Вводится понятие банковского холдинга, который будет участвовать в банке, накопительном пенсионном фонде, страховой, брокерской организациях. Чтобы не происходило перетока средств между финансовыми и нефинансовыми организациями, последним запрещено входить в этот холдинг. Мы предложили такую модель в данном законопроекте.

- Но ведь и раньше существовал запрет на участие банков в производственных, допустим, компаниях.

- Финансовые организации жестко регулируются, потому что любая из них имеет дело с деньгами третьих лиц. Банк берет депозиты, выдает кредиты, брокер совершает операции с ценными бумагами на деньги клиента и так далее. Это бизнес, который естественным образом подвержен искушениям и риску злоупотреблений, поэтому необходимо его жестко регулировать. У нас уже и сегодня существуют ограничения по сделкам и по инвестициям в аффилированные компании, чтобы не было перетока средств финансовых организаций в активы их акционеров. Мы эти требования либо ужесточаем, либо делаем еще более прозрачными. Но иногда такие нарушения настолько косвенные, что мы не можем их отследить. У нас очень часто создается промежуточное лицо, которое формально, по документам, ни с кем не аффилировано. Если мы не видим прямую аффилированность организаций, не можем ограничивать операции между ними. Я думаю, правильнее будет передать участие в страховой компании именно холдинговой компании. Когда банк является учредителем и акционером СК, степень взаимозависимости между организациями слишком высока, риски одной перекладываются на другую. Например, банк, у которого проблемы с капиталом, не сможет капитализировать свою СК в случае необходимости.

В поисках страхового рынка

- Если оставить в стороне вопрос о зависимости страховщиков от банков, какие еще проблемы характерны для страхового рынка?

- Самая главная проблема страхования - его недостаточное развитие. Если взять показатель отношения страховых премий к ВВП, то мы отстаем от Центральной и Восточной Европы, не говоря уже о показателях развитых стран, где совокупные страховые премии занимают до 15 процентов в среднем к ВВП. В Казахстане за два кризисных года объем премий снизился, и сейчас он составляет 0,65 процента к ВВП, в 2008 году эта цифра была несколько выше - 0,84 процента.

По существу, эта цифра отражает степень потребности экономики в страховании. Страхование призвано нивелировать риски в экономике: как юридические, так и физические лица страхуют свою ответственность, свои имущественные риски. Но, как вы, наверное, знаете, спрос на страховые услуги со стороны населения очень низкий, да и бизнес не страхует все риски, которые есть. Поэтому объем страховых премий, которые собираются по различным видам страхования, недостаточен, и потребность экономики в страховании не реализована. Что нужно для развития страхования в целом? Необходима популяризация страхования среди населения. Люди должны оценивать свои возможности и свои риски. Они могут застраховать свои доходы, свое имущество, приобрести страховку на случай болезни, на случай смерти. Но пока эти продукты не пользуются большим спросом.

- В чем причина, на ваш взгляд, ведь в советское время почти каждая семья имела страховку?

- Может быть, пока уровень благосостояния недостаточно высок... Но главное все же - недостаточное понимание этих продуктов. А ведь любой человек может защитить себя с помощью страхования - от кражи, от пожара, наводнения и так далее. Этой весной мы стали свидетелями природных и техногенных катаклизмов в некоторых регионах Казахстана. Ущерб можно было бы снизить за счет средств страховых организаций. В развитых странах значительная часть катастрофических убытков покрывается страховщиками и перестраховщиками. Вообще страхование очень понятно на бытовом уровне: люди могут защитить себя от потерь, положившись на третью сторону, то есть страховую компанию. Тогда встает вопрос о доверии к институту страхования, к страховым организациям. Агентство финансового надзора фокусируется сегодня на том, чтобы повысить доверие к страховому рынку.

- Каким образом? Сами страховщики зачастую своими действиями не способствуют доверительному отношению со стороны клиентов.

- Да, в последние два года было очень много жалоб на страховые компании, особенно по обязательному страхованию ответственности автовладельцев - самому массовому виду страхования. Жалуются на процедурные моменты - большое количество документов, справок, которые нужно собрать, а также на затягивание выплат страховыми компаниями. От процедур мы не уйдем, но чем понятнее и прозрачнее мы их сделаем и где возможно оптимизируем, тем легче будет их проходить. Со своей стороны, как уполномоченный орган мы будем пресекать неправомерные действия страховщиков, в частности, необоснованный отказ от выплат. Мы рассматриваем каждое обращение, правда, боюсь, что не все жалобы до нас доходят. Многие просто не знают, что можно и нужно обратиться в АФН. Отмечу, что не всегда прав и клиент. Бывают случаи, когда страховщики отказывают в выплатах на законных основаниях.

Встает вопрос о финансовой устойчивости страховой компании: у некоторых нет средств на выплаты. Это была одна из основных причин, по которой АФН в прошлом году отозвало лицензию сразу у трех компаний - НАСКО, СК "Премьер-Страхование" и у СК "Алтын Полис", которая была самым крупным игроком на рынке автострахования, при этом под разными предлогами не выплачивала возмещения, были злоупотребления и по другим аспектам. У всех трех были признаки финансовой неустойчивости - недостаток капитализации, значительные нарушения и так далее. Агентство продолжит работу по ужесточению мер к недобросовестным страховым организациям. Но и сами страховщики должны приложить все усилия, чтобы их бизнес был понятнее, прозрачнее и привлекательнее. И мы видим в этом году, что на розничное страхование все больше компаний стали обращать внимание. В частности, об этом свидетельствует реклама СК.

- Какие еще текущие задачи решает регулятор?

- Целый блок задач связан с устойчивостью, процедурами и урегулированием видов страхования. В прошлом году мы разработали законопроект, внесли изменения по обязательным видам страхования - ГПО ВТС <гражданско-правовая ответственность владельцев транспортных средств>, страхование ГПО работодателя. В частности, второй вид мы изменили на обязательное страхование работников от несчастного случая на производстве. Кроме того, внесли изменения по обязательному страхованию в растениеводстве и по фонду гарантирования страховых выплат.

Наша основная цель - прозрачная и легальная деятельность страховых организаций, чтобы СК не использовали для ухода от налогообложения и вывода активов. Мы также намерены оптимизировать деятельность по перестрахованию. Если возможно удержать риски в Казахстане, значит, следует их здесь оставлять. Урегулировать риски страховщика, чтобы премии не переводились непонятно куда и непонятно кому - в офшоры, непрозрачным и неплатежеспособным перестраховщикам.

Наша деятельность также направлена на уточнение порядка ведения отдельных видов страхования и уточнение формирования резервов. В последнее время мы ввели требование к обязательному наличию актуариев в каждой СК, его ответственности, лицензированию. В новом законопроекте мы предусмотрели актуария, который будет перепроверять формирование резервов страховой организации.

Добрая воля впереди

- В настоящее время скопились виды обязательного страхования профессионально-правовой ответственности - аудиторов, туроператоров, в растениеводстве и так далее. У страховщиков нет особого интереса к этим видам. Планирует ли АФН что-нибудь с ними делать, например, перевести их в разряд добровольных?

- Вообще у нас одиннадцать видов обязательного страхования. Одно из них - социальное страхование, другое - медицинское (которого у нас нет), остальными девятью занимается страховой сектор. И все они совершенно обоснованно включены в перечень обязательных видов. Либо они представляют слишком большие риски для самого страхователя, для третьих лиц, либо нерентабельны, как, например, страхование в растениеводстве. И все же я считаю, что все эти виды имеют смысл. Но по некоторым из них, как, например, ответственность частных нотариусов, аудиторов и аудиторских организаций, туроператоров, нечетко сформулированы случаи, когда такая ответственность возникает, поэтому очень сложно доказать, что она возникла. По этой причине эти виды не работают.

Еще один момент: доля премий этих видов страхования невысока и ограничен круг потенциальных страхователей, что делает их менее привлекательными для страховщиков. Вообще самые большие премии дают ГПО ВТС, ГПО работодателя - их доля в страховом портфеле составляет 20-30 процентов. По другим видам - один-два процента, это, конечно, страховщикам менее интересно. Мы считаем, что эти виды страхования можно оставить в перечне обязательных, при условии, что они будут обязательно-договорными, то есть сторонам будет предоставлена возможность самостоятельно определять условия договора страхования. В настоящее время весь порядок и тарифы регламентированы законом.

Обязательно-договорной вид страхования будет обязательным для страхователя, но при этом он договаривается с той компанией, которая предоставит наиболее приемлемое страховое покрытие. Пока этого нет, но мы ведем переписку с госорганами, как можно оптимизировать эти виды страхования. Сегодня выплат по ним почти нет.

- А как вообще должен развиваться рынок - за счет обязательных или добровольных видов страхования?

- Принято считать, что на рынке в основном развивается обязательное страхование. Но если посмотреть на премии, то на обязательные классы приходится 27 процентов. А доля только добровольного имущественного страхования составляет 54 процента, причем она еще и снизилась за счет кризиса. Я говорила уже, почему некоторые классы должны относиться к обязательным. Добровольных видов должно быть больше, но развитие добровольного страхования зависит от уровня понимания и риск-менеджмента как юридических, так и физических лиц.

Кстати, я считаю, что в Казахстане в обязательный класс можно было бы включить страхование всех юридических и физических лиц на случай землетрясения. АФН сейчас работает над этим, но не с точки зрения введения обязательного вида страхования, а с точки зрения того, чтобы страховщики, которые берут на себя такие риски, в обязательном порядке передавали риск внешней компании. У нас несколько сейсмоопасных областей. В случае землетрясения убытки будут очень высокими, и они полностью лягут на правительство, а у него нет активов на такое возмещение. Вот в Турции каждый домохозяин обязан ежегодно выплачивать страховку на случай землетрясения, и сумма премии вполне приемлемая.

Кому отдать риски?

- Кстати, о перестраховании. Какие виды и, возможно, объемы рисков должны перестраховываться в Казахстане?

- Мы сейчас продумываем систему минимального удержания, то есть компания, которая берет на себя риски, должна оставлять их у себя. Правда, здесь столько экономических параметров, что достаточно сложно все это проверить. Но мы знаем, что некоторые риски можно оставлять у себя, тем не менее они передаются на перестрахование, хотя перестраховщику экономически это невыгодно. Скорее всего, это не рыночное перестрахование.

- Сегодня действует требование, принятое несколько лет назад, о том, что перестрахование можно передавать только в компании, имеющие рейтинг определенного уровня одного из международных агентств?

- Мы от него отказались ранее. У нас ведь есть еще и принципы саморегулирования. Компании заинтересованы в том, чтобы передавать перестрахование надежному партнеру, страховщик должен быть уверен, что перестраховочная организация вернет деньги. Ведь кому бы страховщик ни передавал риски на перестрахование, ответственность за выплату остается на нем. По действующему требованию СК могут передавать риски страховым компаниям без рейтинга. Но сейчас мы ввели экономический стимул - если у перестраховочной организации рейтинг ниже требуемого уровня или его вообще нет, то самой СК нужно иметь выше уровень капитала.

Мы считаем, что чем выше рейтинг страховой организации, которой передаются риски на перестрахование, тем выше вероятность правильного ведения бизнеса и получения должного возмещения. Высокий капитал, кроме того, позволит больше рисков удерживать у себя.

- А наши компании испытывают недостаток капитала?

- Нельзя сказать, что наш рынок слабо капитализирован. Коэффициент достаточности собственного капитала в среднем высокий. Но это связано с тем, что у одних организаций этот показатель превышает лимиты, а у других он недостаточный.

На мой взгляд, страховых компаний в Казахстане слишком много. Они специализируются на определенных видах страхования либо являются кэптивными компаниями, то есть обслуживают свою финансово-промышленную группу, либо используются для оптимизации налогообложения, потому что у СК другой налоговый режим. Поэтому мы запланировали поэтапное увеличение капитала.

Это, во-первых, позволит увеличить финансовую устойчивость СК, потому что чем выше капитал, тем больше у страховой компании штат, лучше информационные системы и системы риск-менеджмента. Во-вторых, капитализированные организации могут удержать у себя больше рисков. У нас очень много средств уходит за рубеж, где наши компании перестраховывают риски, они просто не могут оставлять их на внутреннем удержании. Хотелось бы, чтобы внешним организациям передавались на перестрахование чрезмерно высокие, например катастрофические и техногенные, риски. Внутри страны не должны кумулироваться такие риски, как страхование имущества от землетрясения. Но автострахование, к примеру, компания может полностью оставить себе, потому что это управляемый риск, там как ущерб, так и объем возмещения не очень высоки. Но чем выше капитал, тем большую ответственность страховщик может на себя взять.

- Если будет увеличено требование к капиталу, возможны ли какие-либо слияния, поглощения на страховом рынке?

- Мы не меняли коэффициент достаточности капитала, а увеличили сумму минимального гарантийного фонда. Это значит, что компания должна будет или капитализироваться, или снизить объемы бизнеса. А слияния и поглощения вполне возможны. Если у компании устойчивый бизнес, развитая филиальная сеть, и она не сможет найти внутренние ресурсы для капитализации, то она может решиться на слияние.

www.prodengi.kz
2010-06-24
 
Баннер
Баннер

Yandex-direct

Begun-direct

Рейтинг@Mail.ru